28.05.1922-14.01.1929 Прокуратура Нижегородской губернии, г.Н.Новгород
doc, 472Кб
|
||
|
Есть оцифрованные дела
|
Дел: 1
|
|
После победы Октябрьской революции в 1917 г. правовая система, действовавшая в России, была разрушена.
Декретом Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 24.11.1917 г. "О суде" существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора были упразднены.
Функции прокурорского надзора (наблюдения за неуклонным исполнением законов государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами) оказались рассредоточены среди ряда органов и учреждений.
Надзор за правильным исполнением законов был возложен на Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), а также на Наркомюст РСФСР с его местными органами в системе губисполкомов. Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК (до 1922 г.), а также органы Народного комиссариата государственного контроля (до 1920 г.).
При революционных трибуналах существовали коллегии обвинителей, высшей из которой была Центральная коллегия государственных обвинителей при революционном трибунале ВЦИК. Члены коллегий обвинителей осуществляли надзор за соблюдением законов при расследовании преступлений, поддерживали в судах государственное обвинение по уголовным делам, приносили кассационные протесты на незаконные и необоснованные приговоры судов. Такие коллегии не являлись самостоятельными государственными органами.
Новая государственная власть вернулась к воссозданию органов и уч-реждений прокуратуры в 1922г. В целях осуществления надзора за соблюде-нием законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) 28 мая 1922 г. принял Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в со-ставе Народного комиссариата юстиции (НКЮ) была учреждена Государст-венная прокуратура.
На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ОГПУ; поддержание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Положение о прокурорском надзоре закрепило основные организационные принципы: централизацию и единоначалие органов прокурорского надзора, строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим; независимость органов прокуратуры от местных влияний; опору прокурорских органов на помощь широкой общественности.
Прокурор республики (он же и народный комиссар юстиции) имел в непосредственном подчинении назначаемого им прокурора в каждой губернии и области.
Губернский прокурор имел назначаемых и отзываемых прокурором республики помощников, число которых определялось штатами, положенными для каждой губернии. Губернский прокурор был подотчетен прокурору республики и губернскому исполнительному комитету. Прокурор имел право присутствовать на всех заседаниях местных исполнительных комитетов с совещательным голосом.
В круг обязанностей прокуроров на местах входило:
- входить с представлением в исполнительные комитеты об отмене или изменении изданных ими или подчиненными им органами незаконных распоряжений и постановлений;
- опротестовывать указанные выше распоряжения и постановления через прокурора республики в Совет народных комиссаров или Президиум ВЦИК;
- предоставлять каждые 3 месяца отчеты о своей деятельности и сво-их помощников прокурору республики и в губернский исполнительный ко-митет.
Прокуроры вправе были требовать от всех действующих в губернии административных учреждений и должностных лиц необходимые им сведения и материалы.
В области борьбы с преступностью на прокуратуру возлагалось:
- возбуждение судебного преследования против должностных и частных лиц, как по собственной инициативе, так и по поступающим к ней жалобам и заявлениям;
- надзор за производством дознания и предварительного следствия и дача указаний и разъяснений органам дознания и предварительного следствия по вопросу о мере пресечения, а равно и по другим, связанным с предварительным следствием вопросам;
- разрешение вопроса о предании суду и прекращении дел, поступающих к ней от органов дознания; предложения прокуратуры о предании суду по данной категории направляются непосредственно в суд;
- утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам, по которым производилось предварительное следствие, составление обвинительного акта и постановление о прекращении дела и случаях несогласия прокурора с заключением следователя, с направлением таковых в распорядительное заседание суда для окончательного утверждения;
- участие в распорядительных заседаниях суда по вопросам о предании суду и прекращении дел во всех тех случаях, когда прокуратура признает свое личное участие в этих заседаниях необходимым;
- поддержание обвинения на суде;
- опротестование в кассационном порядке приговоров и определений, выносимых судом, а также опротестование в порядке высшего судебного контроля вошедших в законную силу приговоров судов первой инстанции и кассационных решений Советов народных судей;
- проверка правильности содержания под стражей во всех без исключения местах лишения свободы и освобождение лиц, неправильно содержащихся.
Управление прокуратурой каждой губернии состояло из отделений:
1) Отделение общего надзора, на которое возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений общественных и частных организаций и частных лиц, наблюдение за местами заключения;
2) Отделение по организации обвинения и надзора за органами следствия и надзора;
3) Секретариат, на который возлагался учет и перемещение личного состава прокуратуры, статистика и отчетность, финансово хозяйственная часть, архив, выдача справок и др.
4) Помощники прокурора, находившиеся в губернском городе, выполняли работу прокурорского надзора при губревтрибунале и при совнарсуде, делопроизводство их велось при отделении обвинения или могло быть организовано в отдельную секцию. Остальных помощников прокурор распределял по участкам, которые состояли из одного или двух уездов.
Уездный участок губернского города находился в ведении помощника прокурора при совнарсуде.
Прокуратура Нижегородской губернии была создана согласно положению о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. и ликвидирована в связи с упразднением губернии постановлением Президиума ВЦИК 14 января 1929 г.
В 1924г. Прокуратурой по Нижегородской губернии было рассмотрено 21752 материалов дознания.
На начало 1928г. преступность в Нижегородской губернии возросла. Наибольший рост наблюдался по преступлениям против порядка управления, должностным, хозяйственным и против личности преступлениям. Несмотря на такой рост в работе прокуратуры на местах были обозначены следующие проблемы:
1. работники прокуратуры не уделяли внимания состоянию преступ-ности в уездах (районах), не изучали данных о ее размере и о причинах ее роста;
2. благодаря этому совещания по борьбе с преступностью созывались нерегулярно; выносимые на обсуждение совещаний вопросы борьбы с преступностью помощниками прокурора не прорабатывались, вследствие чего совещания не имели сведений о росте или уменьшении того или иного вида преступности и причин ее, в результате этого постановления совещаний часто не содержали в себе конкретных мероприятий по борьбе с преступностью в зависимости от местных условий;
3. проверки выполнения постановлений совещаний и результатов этого выполнения не проводилось, вследствие чего работы совещаний никакой пользы не приносили;
4. вопросы состояния преступности и меры борьбы с ней перед руководящими органами (уездов) районов не освещались;
5. общественное внимание к вопросам борьбы с преступностью не привлекалось.
Были предложены меры по снижению уровня преступности, но, исхо-дя из статистических отчетов, уровень преступности, по-прежнему, возрас-тал, в особенности хулиганство и бандитизм, совершенные в городских ме-стностях, в частности, безработными и торговцами.
Впервые на хранение в Государственный архив Горьковской области документы фонда Р-2817 поступили в 1941 году.
Согласно акту проверки наличия и состояния документальных материалов на 24 июня 1948 г. в составе фонда числилось 645 ед.хр.
Согласно выписке из протокола заседания экспертно-проверочной комиссии архивного отдела 4 января 1958 г. 208 ед.хр были ликвидированы.
Согласно акту о рассекречивании от 13 мая 1963 г. в архивный фонд было занесено 154 ед.хр.
На основании акта от 4 июня 1963 г. выделено к уничтожению 7 ед.хр.
Согласно акту проверки наличия и состояния документальных материалов от 11 апреля 1972 г. в фонде обнаружено 276 ед.хр.
Согласно акту о рассекречивании от 8 августа 1991 г. в архивный фонд вошло 212 ед.хр., а 64 ед.хр. остались на спецхранении. В 1995 г. эти дела были рассекречены.
В состав фонда вошли:
- документы наблюдательного производства за делами по обвинению;
- протоколы оперативных совещаний;
- справка о состоянии преступности в губернии;
- переписка с военным прокурором Северо-Восточного революционного военного транспортного трибунала по судебным делам;
- сведения о движении следственных дел;
- дела об обнаружении злоупотреблений и хищений материалов.
В настоящее время в фонде насчитывается 431 дело, на которые имеется 2 описи за 1922-1928 годы:
опись № 1 дел постоянного хранения за 1922-1928 гг. - 276 дел;
опись № 2 дел постоянного хранения за 1922-1928 гг. - 155 дел.
Документы в описях фонда сформированы по хронологическому признаку. Физическое состояние документов и условия их хранения - удовлетворительные; фонд закартонирован.
Главный архивист С.Л. Куркина
06.02.2017
Судебно-следственная переписка по обвинению граждан в преступлениях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ 1922 г. (преступлениях политического (антисоветская агитация и пропаганда и др.), экономического (производство фальшивых денежных знаков, спекуляция, растраты и др.) и общеуголовного характера (убийства, грабежи и др.).