1923-1924 Военный прокурор 17-й Нижегородской стрелковой дивизии Московского военного округа, г.Н.Новгород
|
Есть оцифрованные дела
|
Дел: 4
|
|
Прокуратура 7-й Нижегородской стрелковой дивизии Московского военного округа была организована и приступила к работе 16 августа 1923 года. 25 августа 1923 года в ней числилось 62 дела по наблюдательным производствам. Из них 2 дела по хозяйственным преступлениям, 5 дел неисполнения приказаний при исполнении служебных обязанностей, остальные дела были связаны с дизертирством.
В 1923-1924 годах должность военного прокурора 17-й Нижегородской стрелковой дивизии Московского военного округа занимал Василий Крестовников, помощником военного прокурора был Владимир Якобсон, секретарем Ионафан Гассанов, старшим делопроизводителем Александр Охотин, старшим переписчиком София Ходакевич, переписчиком Алексей Приказчиков. В декабре 1924 года прокурором стал Владимир Якобсон.
В ноябре 1924 года заработные платы сотрудников прокуратуры составляли:
- прокурор - 99 рублей;
- помощник прокурора - 84 рубля 15 копеек;
- секретарь - 52 рубля 47 копеек;
- старший делопроизводитель - 41 рубля 58 копеек;
- старший переписчик - 2 рубля 20 копеек;
- переписчик - 1 рубль 80 копеек.
В обязанности прокуратуры входила борьба с государственными преступлениями:
а) контрреволюцией;
б) преступлениями против порядка управления.
А также с:
- должностными преступлениями;
- хозяйственными преступлениями;
- имущественными преступлениями;
- преступлениями против жизни, здоровья;
- нарушениями правил народного здравия;
- нарушениями правил об отделении церкви от государства;
- воинскими преступлениями.
На военного прокурора было возложено непосредственное осуществление надзора за законностью действий лиц комиссарского и административного состава дивизии и военных учреждений, расположенных на территории Нижегородской, Вятской и Владимирской губерний.
Вся ответственность по ведению денежной отчетности и за хранение получаемых денежных сумм была возложена на Ионафана Гассанова.
За период с 1 января 1924 года по 1 января 1925 года поступило дел в прокуратуру по следующим правонарушениям:
- по контрреволюции - 3 дела;
- преступлениям против порядка (ст. 74-104 УК) - 99 дел.
В начале 20-х годов преступлением против порядка управления признавалось всякое деяние, направленное к нарушению правильного функционирования подчиненных органов управления или народного хозяйства, сопряженное с сопротивлением или неповиновением законам советской власти, с препятствованием деятельности ее органов и иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти (ст. 74 УК РСФСР редакции 1924 года).
- должностным преступлениям - 674 дела;
- хозяйственным преступлениям - 5 дел;
- имущественным преступлениям - 110 дел;
- преступлениям против жизни, здоровья - 14 дел;
- нарушениям правил охраны народного здравия - 2 дела;
- воинским преступлениям:
а) По ст. 200-201 УК - 44 дела.
По статье 200 УК РСФСР, специально воинскими преступлениями признавались преступные деяния военнослужащих Красной Армии и Красного Флота, направленные против установленного законом порядка несения военной службы и выполнения вооруженными силами республики своего назначения и при том такие именно, которые по своему характеру и значению не могли быть совершены гражданами, не состоящими на военной или морской службе (ст. 200 УК РСФСР редакции 1924 года).
Оскорбление подчиненным военнослужащим своего начальника при исполнении последним служебных обязанностей каралось, если оно было нанесено насильственным действием, - лишением свободы на срок не ниже одного года со строгой изоляцией. Если же оскорбление было нанесено только на словах или ненасильственным действием - лишением свободы на срок не ниже шести месяцев, при смягчающих же вину обстоятельствах - по правилам устава дисциплинарного. Те же деяния, учиненные при тех же условиях начальником в отношении подчиненного ему военнослужащего, карались - тем же наказанием.(ст. 201 УК РСФСР редакции 1924 года).
б) По ст. 202-203 - 88 дел.
Согласно первой статье, неисполнение военнослужащим приказания, законно отданного ему по службе начальником, каралось - лишением свободы на срок не ниже одного года со строгой изоляцией. То же деяние, совершенное в боевой обстановке, каралось - лишением свободы на срок не ниже трех лет или высшей мерой наказания. Если неисполнение приказания было учинено по явной несознательности или невежеству, то оно каралось по правилам устава дисциплинарного. (ст. 202 УК РСФСР редакции 1924 года).
В то же время, сопротивление исполнению законно отданного по военной службе приказания или распоряжения каралось - наказаниями, предусмотренными ст. 86 Угол. Кодекса. То же деяние, совершенное в боевой обстановке даже без применения насилия, каралось - наказаниями, предусмотренными 1-й частью ст. 86 Уголовного Кодекса. (ст. 203 УК РСФСР редакции 1924 года).
Статья 86 УК РСФСР гласила, что сопротивление отдельных граждан представителям власти при исполнении ими возложенных на них законом обязанностей или принуждение к выполнению явно незаконных действий, сопряженные с убийством, нанесением увечий или насилием над личностью представителя власти, каралось - высшей мерой наказания с допущением понижения при смягчающих обстоятельствах наказания до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже двух лет. Если же сопротивление имело место без учинения насилия и прочих указанных в 1-й части настоящей статьи преступных действий, то таковое каралось - лишением свободы на срок не ниже шести месяцев. (ст. 86 УК РСФСР редакции 1924 года).
в) По ст. 204 - 53 дела.
Данная статья провозглашала, что самовольное оставление военнослужащим своей части или службы продолжавшееся свыше шести суток, хотя бы военнослужащий и явился добровольно, признавалось побегом (ст. 204 УК РСФСР редакции 1924 года). Самовольное же оставление военнослужащим своей части или места службы, продолжающееся менее шести суток при условии добровольной явки признавалось самовольною отлучкою и каралось по дисциплинарному Уставу. Однако, учиненное в боевой обстановке оставление своей части или места службы считалось, сколько бы оно не длилось, побегом и каралось как таковой (ст. 204 УК РСФСР редакции 1924 года).
г) По ст. 205-205в -775 дел (наибольшее количество дел, поступивших в прокуратуру 7-й Нижегородской стрелковой дивизии Московского военного округа за 1924 год были связаны именно с нарушением данных статей УК).
Это были статьи, связанные с побегом красноармейцев из воинской части и предусматривали наказание в зависимости от различных обстоятельств.
Например, 1 февраля 1924 года было рассмотрено дело Клыбина Василия Федоровича, который обвинялся в побеге из Красной Армии. Отягчающим обстоятельством этого преступления являлось то, что подсудимый изобличался в данном правонарушении неоднократно.
д) По ст. 206 - 125 дел.
Согласно этой статье, уклонение военнослужащего от несения военной службы или от участия в боевых действиях путем причинения себе какого-либо повреждения или путем иного обмана (симуляции глухоты, немоты, слепоты, душевной болезни и т. п.), подстрекательство к совершению сего деяния и способствование ему каралось наказаниями, предусмотренными ст. 204 Уголовного Кодекса (ст. 206 УК РСФСР редакции 1924 года).
е) По ст. 207 - 216 дел.
Согласно данной статье, промотание, то есть противозаконное отчуждение военнослужащим выданных ему (для носки) предметов казенного обмундирования и аммуниции, а равно умышленная порча их или оставление без присмотра и в ненадлежащем месте каралась - лишением свободы на срок до 1 года, при смягчающих же вину обстоятельствах - по правилам устава дисциплинарного с возмещением стоимости промотанных, испорченных или оставленных вещей. Те же деяния, учиненные в отношении выданных виновному для служебного употребления холодного и огнестрельного оружия, патронов и лошади, карались - лишением свободы на срок не ниже одного года. Те же деяния, совершенные в военное время или в боевой обстановке, карались - в случаях, предусмотренных 1-й частью настоящей статьи, - лишением свободы на срок не ниже одного года; в случаях же, предусмотренных 2-й частью данной статьи, - не ниже трех лет или высшей мерой наказания. Лица, заведомо принявшие от военнослужащего по какому бы то ни было основанию (покупка, обмен, подарок, заклад и т. д.) упомянутые в сей статье предметы, подлежали ответственности как соучастники. (ст. 207 УК РСФСР редакции 1924 года).
Например, 30 октября 1924 года было прекращено уголовное дело в отношении помощника командира взвода Чивелева Георгия Сергеевича и гражданина Слокотовича Мирона Фомича, которые обвинялись в купле-продаже шинели, принадлежащей Чивелеву. Дело было закрыто, т. к. данная шинель являлась собственностью последнего, а не была из числа выданного ему обмундирования.
ж) По ст. 208 - 116 дел.
Данная статья гласила, что нарушение военнослужащими уставных правил караульной службы и законно изданных в развитие правил особых приказов и распоряжений, если таковое нарушение не сопровождалось никакими вредными последствиями, каралось - лишением свободы на срок до одного года или по правилам устава дисциплинарного. То же деяние и при том же условии, если, однако, оно было учинено в караулах, имеющих посты у арестованных, у денежных кладовых и ящиков, складов оружия, огнестрельных припасов и взрывчатых веществ, а равно в караулах, имеющих особо важное государственное или военное значение, каралось - лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, если оно повлекло за собой одно их вредных последствий, в предупреждение коих учрежден данный караул, каралось - в мирное время лишением свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет. В военное же время или в боевой обстановке - высшей мерой наказания с понижением при смягчающих вину обстоятельствах до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет(ст. 207 УК РСФСР редакции 1924 года).
За 1924 год в прокуратуре 7-й Нижегородской стрелковой дивизии Московского военного округа было прекращено дел:
- по постановлению следователя - 386;
- по постановлению прокурора в порядке 222 статьи УПК РСФСР - 346;
- по инициативе прокурора - 72.
Впервые на хранение в Государственный архив Горьковской области документы фонда Р-4111 поступили в 1951 году.
В настоящее время в фонде Р-4111 насчитывается 832 дела, на которые составлена одна опись за 1923-1924 годы.
Имеются акты проверки наличия и состояния документальных материалов от 24.11.79 года, от 07.10.1993 года, от 07.06.2011 года.
Выписка из протокола заседания экспертно-проверочной комиссии архивного отдела УМВД от 11.12.1951 года.
Протокол заседания экспертной комиссии от 26.06.1951 года.
Отборочный список от 04.12.1951 года.
В состав фонда Р-4111 вошли:
- приказы по личному составу и хозяйственной части;
- постановления следователя и военного прокурора;
- выписки из журнала распорядительных заседаний и копии приговоров военного трибунала;
- сведения о личном составе прокуратуры;
- анкеты лиц, имеющих право на производство дознаний и акт обследования дел следственной части военного трибунала 17-й дивизии;
- ведомости на выдачу зарплаты сотрудникам прокуратуры;
- деловая переписка;
- копии циркуляров, приказов и распоряжений центра;
- сведения о количестве и характере рассмотренных дел;
- списки заключенных, осужденных отделом военного трибунала 17-ой стрелковой дивизии;
- наблюдательное производство по наблюдению за делами.
Физическое состояние документов и условия их хранения - удовлетворительные.
Начальник отдела ИПС Г. В. Филоненко
27.07.18 г.