Арзамасский городской Совет народных депутатов Нижегородской области и его исполнительный комитет
|
Есть оцифрованные дела
|
||
|
Есть оцифрованные дела
|
||
|
Есть оцифрованные дела
|
||
doc, 364Кб
|
||
doc, 165Кб
|
||
В результате Октябрьской революции 1917 года городские думы были заменены Советами, которые представляли собой действующие на местах органы государственной власти. Конституция РСФСР 1918 г. на законодательном уровне закрепила опыт организации и деятельности новых местных органов власти: в городах и селениях образовывались Советы депутатов, которые для текущей работы избирали из своей среды исполнительный орган (исполнительный комитет). Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости граждане РСФСР, достигшие ко дню выборов 18 лет, занимавшиеся общественно полезным трудом или домашним хозяйством. Избирательного права лишались следующие граждане:
- прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
- жившие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий и др.);
- частные торговцы;
- монахи и служители религиозных культов;
- бывшие служащие полиции;
- душевнобольные и умалишенные;
- осужденные к тюремному заключению.
Конституция СССР 1936 года и Конституция РСФСР 1937 года отменили ранее существовавшие для ряда граждан ограничения на право избирать и быть избранными, более четко разграничили компетенции Советов и их исполкомов: исполкомы стали исполнительно-распорядительными органами Советов.
Городские Советы являлись органами государственной власти в городах. Они избирались трудящимися сроком на 2 года. Горсоветы руководили деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивали охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководили местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливали местный бюджет. Исполнительными и распорядительными органами горсоветов являлись избираемые ими исполнительные комитеты в составе председателя, его заместителей, секретаря и членов. Исполкомы были подотчетны непосредственно как горсоветам, их избравшим, так и исполкомам вышестоящих Советов. Они осуществляли руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством в городах на основе решений горсоветов и вышестоящих государственных органов.
Арзамасский городской Совет в пределах своего ведения являлся высшим органом власти на территории г. Арзамаса и объединял все трудящееся население для участия в местном государственном управлении и строительстве. Горсовет был образован на основании постановления Нижегородского губернского исполкома от 13 декабря 1922 года № 2/137: под председательством заведующего отделом управления Арзамасского уездного исполкома С.Л. Видюльцева создана организационная комиссия из трех человек, которой предложено немедленно приступить к выборам горсовета, компанию выборов провести через профсоюзы. Решение о создании горсовета было принято протоколом № 5 заседания президиума Арзамасского уездного исполнительного комитета от 13 января 1923 года.
15 ноября 1923 года состоялось первое пленарное заседание Арзамасского городского Совета рабочих и крестьянских депутатов: были заслушаны приветственные слова различных организаций, постановлено избрать мандатную комиссию горсовета и др. На следующем заседании, 26 ноября 1923 года, принято решение об организации при горсовете пяти секций: местного хозяйства, народного просвещения, здравоохранения, а также налогово-финансовой и земельной. Председателем горсовета избран А.К. Самоуков.
В 1924 году встал вопрос о реорганизации секций: из пяти осталось две – местного хозяйства и финансово-налоговая. Работа горсовета осуществлялась через организованные секции. Решения, принятые на секциях, исполнялись президиумом горсовета через президиум Арзамасского уездного исполкома и его отделы. Два раза в месяц созывался пленум горсовета. В ведение горсовета входило:
1) проведение в жизнь постановлений соответствующих высших органов советской власти;
2) принятие мер к повышению культурного и хозяйственного состояния города и улучшению жизни и быта населения;
3) разрешение вопросов местного городского значения;
4) объединение деятельности всех подведомственных горсовету учреждений и руководство ими;
5) сбор государственных и местных налогов;
6) обеспечение и охрана революционного порядка и общественной безопасности (предупреждение контрреволюционных выступлений и уголовных преступлений и борьба с ними);
7) составление, рассмотрение, утверждение и исполнение городского бюджета и др.
Постановлением Президиума ВЦИК было введено в действие Положение о городских советах, принятое 24 октября 1925 года, согласно которому:
- горсовет пользовался правами юридического лица;
- правом избирать и быть избранными в горсовет пользовались все граждане, имевшие избирательные права согласно Конституции РСФСР;
- горсовет избирался на один год;
- для ведения работы горсовета и управления городским хозяйством горсовет избирал из своего состава председателя и президиум;
- президиум горсовета (или городской исполнительный комитет) между заседаниями пленумов являлся высшим органом власти на территории города и осуществлял в пределах действующих узаконений все мероприятия от имени горсовета;
- для непосредственного заведования городским хозяйством горсовет образовывал городской коммунальный отдел. Техническое выполнение всей остальной работы горсовета производилось отделами соответствующих исполкомов;
- президиум (или городской исполнительный комитет) отчитывался в своей работе перед пленумом горсовета не реже одного раза в полугодие;
- в финансовой и налоговой области горсовет составлял, рассматривал, утверждал и приводил в жизнь городской бюджет, наблюдал за правильностью сбора общегосударственных налогов, устанавливал и взимал городские налоги и сборы;
- в хозяйственно-экономической и промышленной области эксплуатировал подведомственные предприятия, утверждая их производственные планы, сметы, отчеты, содействовал развитию в городе промышленности и торговли;
- в области коммунального хозяйства заведовал городским транспортом, пожарным делом, электрическими станциями, водопроводом, принимал меры к развитию коммунального строительства и регулировал жилищное дело;
- в области земельно-коммунального хозяйства ведал эксплуатацией и сдачей в аренду городских земель и угодий, отводом земельных участков под застройку и для сельскохозяйственного пользования, организовывал ветеринарную помощь;
- в области регулирования и охраны труда наблюдал за исполнением государственными, общественными и частными предприятиями законов и правил по охране и оплате труда, коллективных и трудовых договоров, принимал меры по борьбе с безработицей;
- в области народного здравоохранения организовывал и ведал лечебной помощью для городского населения, заведовал санитарным надзором в городе, открывал детские сады, ясли, площадки и ведал ими;
- в области соцобеспечения оказывал помощь нуждавшимся семьям красноармейцев, инвалидам войны и труда, престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- в области культурно-просветительной принимал меры к поднятию культурного и политического уровня населения города путем устройства и содержания общих и специальных учебных заведений и курсов, клубов, читален, библиотек, музеев, театров, организовал и содержал детские дома, принимал меры по охране памятников старины и искусства;
- в военной области проводил мероприятия по расквартированию воинских частей и обеспечению их коммунальными услугами.
Конституции 1936 и 1937 года провели четкое разграничение компетенции Советов и их исполкомов: исполкомы стали исполнительно-распорядительными органами Советов. До 1977 года они избирались на 2 года, затем – на 2,5 года. Исполком горсовета был наделен следующими полномочиями:
- обеспечивал созыв сессий Совета и их подготовку;
- координировал работу постоянных комиссий Совета;
- оказывал депутатам содействие в осуществлении их полномочий;
- разрабатывал и вносил в Совет планы экономического и социального развития, бюджета и др.;
- представлял Совету отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета, организовывал выполнение решений Совета и вышестоящих государственных органов, наказов избирателей и информировал депутатов и население об их реализации;
- руководил отделами исполкома, предприятиями, учреждениями и организациями соответствующего подчинения;
- организовывал, реорганизовывал и ликвидировал предприятия, учреждения и организации, назначал и освобождал от должности их руководителей.
Кроме того, исполком был вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению соответствующего Совета (за исключением тех, которые должны решаться только на сессиях Совета), а именно:
- проводил в жизнь политику КПСС, решений соответствующих Советов народных депутатов, их сформировавших, а также решений вышестоящих органов государственного управления;
- руководил культурно-просветительной работой, социалистическим соревнованием, организацией субботников;
- руководил на территории города государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством;
- содействовал подготовке и проведению выборов депутатов;
- обеспечивал своевременное и правильное рассмотрение и разрешение предложений, заявлений и жалоб граждан;
- принимал в случаях и в порядке, определяемых законодательством, решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность в установленных пределах;
- содействовал трудоустройству, пенсионному и социальному обеспечению;
- обеспечивал сохранность жилого фонда, правильность распределения жилой площади, руководил жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройством;
- обеспечивал население продовольствием, услугами предприятий государственной и колхозно-кооперативной торговли, общественного питания, транспорта, бытового обслуживания, проводил мероприятия в области социального развития;
- обеспечивал оказание медицинской помощи и санитарно-эпидемического благополучия населения;
- обеспечивал осуществление всеобщего обязательного среднего и профессионального образования молодежи, руководил делом дошкольного и внешкольного воспитания;
- руководил работой по исчислению и взиманию государственных и местных налогов, контролировал соблюдение цен и тарифов.
В 1948 году на 1-й организационной сессии горсовета утвержден состав исполкома горсовета из 11 человек: председатель, два заместителя председателя, секретарь и 7 членов. В соответствии с конституцией образовано 12 отделов исполкома: финансовый, коммунальный, торговый, народного образования, здравоохранения, соцобеспечения, общий, сельского хозяйства, культпросветработы, сектор кадров, комитет по делам физкультуры и спорта, городская плановая комиссия. В составе горсовета создано шесть постоянных комиссий: по промышленности и транспорту, бюджетная, коммунальная, торговая, по народному образованию и здравоохранению. Всего в комиссиях было задействовано 56 депутатов, кроме того, комиссии вовлекали в свою деятельность актив города.
Со времени своего образования и до начала 1929 года Арзамасский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов располагался на территории Арзамасского уезда Нижегородской губернии. На основании постановления президиума ВЦИК РСФСР от 14 января 1929 года Нижегородская губерния была ликвидирована, г. Арзамас вошел во вновь образованную Нижегородскую область. Постановлением президиума ВЦИК РСФСР от 10 июня 1929 года Арзамасский уезд был ликвидирован, а в составе Нижегородской области образован Арзамасский округ, разделявшийся в свою очередь на районы. На основании постановления президиума ВЦИК РСФСР от 15 июля 1929 года Нижегородская область преобразована в Нижегородский край. Постановлением ЦК ВКП /б/ от 15 июля 1930 года, ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 года округа были ликвидированы. Постановлением Президиума ВЦИК от 07 октября 1932 года г. Н. Новгород был переименован в г. Горький. Как следствие, Нижегородский край переименован в Горьковский. С принятием новой Конституции СССР 5 декабря 1936 года Горьковский край был переименован в Горьковскую область, а Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов с 24 декабря 1939 года преобразованы в Советы депутатов трудящихся. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 07 января 1954 года из Горьковской области была выделена Арзамасская область, центром которой стал г. Арзамас. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 апреля 1957 года Арзамасская область ликвидирована. Постановлением исполкома Нижегородского краевого Совета от 6 августа 1930 года г. Арзамас был отнесен к категории городов краевого подчинения, а в соответствии с указом президиума Верховного Совета РСФСР от 10 апреля 1943 года стал городом областного подчинения. Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 04 марта 1964 года и 12 января 1965 года Арзамасские районный и городской Советы депутатов трудящихся объединены в один Арзамасский городской Совет. Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 27 января 1975 года создан Арзамасский районный Совет депутатов трудящихся. С принятием новой Конституции СССР 7 октября 1977 года Советы депутатов трудящихся переименованы в Советы народных депутатов. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 октября 1990 года Горьковская область переименована в Нижегородскую область. После Августовского путча 1991 года указом Президента РСФСР Ельцина Б.Н. от 22 августа 1991 года № 75 исполкомы Советов стали заменяться независимыми от Советов администрациями, на смену председателям исполкомов пришли главы администраций. Статус администраций был закреплен в Законе РФ от 5 марта 1992 года № 2449-1 «О краевом, областном, Совете народных депутатов и краевой, областной администрации». В отличие от исполкомов, система Советов, как представительных органов на местах, просуществовала до роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ в начале октября 1993 года.
В г. Арзамасе реорганизация исполкома горсовета началась в 1992 году. Протоколом 9-й сессии 21-го созыва горсовета народных депутатов от 3 января 1992 года были приняты следующие решения:
1) в связи с назначением народного депутата горсовета Метлы С.Т. на должность мэра г. Арзамаса досрочно прекращены его полномочия депутата;
2) в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности» от 27 декабря 1991 года уточнен перечень предприятий и объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Арзамаса;
3) в целях реализации закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда» утверждено Положение о приватизации жилищного фонда в г. Арзамасе и порядок передачи жилищного фонда в собственность граждан;
4) избран Малый Совет народных депутатов;
5) утверждена структура органов администрации г. Арзамаса
Таким образом, в структуру горсовета с 21 января 1992 года входили: малый Совет, в составе которого был председатель Совета, его заместитель, юрисконсульт и освобожденные депутаты, а также организационный и общий отделы, контрольный и информационно-методический секторы и постоянные комиссии горсовета. Горсовет курировал деятельность администрации г. Арзамаса (местного самоуправления). Главой администрации являлся мэр г. Арзамаса. В 1992 году председателем горсовета значилась Лезова Вера Ивановна, мэром города – Метла Сергей Трофимович.
Согласно делу фонда первое поступление документов в архив датируется 25 декабря 1934 года.
В 2022 году описи фонда были усовершенствованы в связи с недостаточной информативностью заголовков дел, неточностями датировок в делах, а также отсутствием необходимых элементов НСА. В ходе усовершенствования были уточнены заголовки дел, крайние даты документов и листаж в делах, составлены описи без изменения первоначальной систематизации дел, составлен НСА: титульный лист, предисловие, историческая справка.
Фонд включает 8 описей, в которых отложилось 2643 дела за 1918 – 1993 годы:
- в опись № 1 входит 359 единиц хранения за 1918 – 1938 годы (дело № 359 – старые описи дел);
- в опись № 2 входит 141 единица хранения за 1934 – 1948 годы;
- в опись № 3 входит 15 единиц хранения за 1927 – 1939, 1943 – 1948, 1950 годы;
- в опись № 4 входит 606 единиц хранения за 1927 – 1937 годы;
- в опись № 5 входит 25 единиц хранения за 1934 – 1950 годы;
- в опись № 6 входит 1252 единицы хранения за 1948 – 1993 годы;
- в опись № 6а входит 180 единиц хранения за 1939, 1947 – 1948, 1950 – 1963, 1965, 1967 – 1980, 1982 – 1985, 1990 – 1991 годы;
- в опись № 7 входит 65 единиц хранения за 1945 – 1948, 1970 – 1971, 1974 – 1991 годы.
Хронологические рамки документов описи № 1 фонда охватывают период с 1918 года по 1938 год, несмотря на то, что Арзамасский госсовет был образован в 1923 году. Включенные в фонд документы за 1918 год – это в основном описи имущества храмов г. Арзамаса, используемые горсоветом в своей работе по контролю за деятельностью религиозных обществ города и ликвидации церквей и их имуществ.
В процессе усовершенствования было выявлено 549 особо ценных дел. К ним отнесены дела, в состав которых вошли протоколы заседаний горсовета, пленума, сессий и исполкома горсовета, документы по описи имущества, закрытии и ликвидации церквей г. Арзамаса, документы по награждению орденами и медалями за 1945 – 1948 годы, документы о деятельности горсовета в период Великой Отечественной войны по военному обучению, военному учету, работе МПВО и др.
Фонд включает документы вышестоящих учреждений по вопросам работы горсовета: инструкции, распоряжения, обязательные постановления; документы по основной деятельности и личному составу Арзамасского горсовета и подведомственных ему учреждений: протоколы заседаний президиума, пленума, секций горсовета, списки членов, анкеты; документы по выборам депутатов Арзамасского городского Совета, Горьковского областного Совета и проведению референдумов в 1991 году: протоколы окружной, городской и участковых избирательных комиссий, протоколы собраний трудовых коллективов предприятий и учреждений по выдвижению кандидатов в депутаты, заявления, листовки, характеристики и автобиографии кандидатов в депутаты, списки избирателей по улицам города, анкеты, справки, учетные карточки и алфавитные списки лиц, лишенных избирательных прав; документы по переоборудованию, сносу, закрытию церквей и монастырей в городе: выписки из протоколов заседаний, акты обследования, описи имущества, списки закрытых и ликвидированных церквей; документы о деятельности религиозных обществ церквей г. Арзамаса: протоколы заседаний, анкеты священнослужителей, списки членов; документы по гражданскому строительству, муниципализации, сносу и ремонту домовладений, документы о награждении орденами, медалями, грамотами и нагрудными знаками: указы президиума Верховного Совета РСФСР, решения исполкома облсовета и горсовета, списки лиц, представленных к награждению, акты и протоколы вручения, ходатайства, а также акты обследования различных городских учреждений и предприятий, списки муниципализированных домовладений, характеристики и справки о социальном и имущественном положении граждан г. Арзамаса, дела по лишению и восстановлению в избирательных правах, и др.
Документы фонда могут быть использованы при исполнении тематических и генеалогических запросов, с целью подготовки выставок и публикаций, а также пользователями при работе в читальном зале.
Главный архивист И.Г. Потороева
22.11.2022
Решения Горьковского облисполкома, суженного заседания исполкома горсовета, протоколы заседаний пленума, сессий и исполкома горсовета, документы постоянных комиссий при горисполкоме, отчеты о работе, сметы расходов и годовые отчеты об их исполнении, выборные документы, наградные документы, списки и дела лиц лишенных избирательных прав.