Исполнительный комитет Ветлужского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Нижегородской губернии
|
Есть оцифрованные дела
|
||
|
|
||
pdf, 1Мб
|
||
Ветлужский уезд до 1922 года входил в состав Костромской губернии. Постановлением ВЦИК от 5 июня 1922 года Ветлужский уезд был передан в подчинение Нижгубисподкома.
В 1924 году в состав уезда входили следующие волости: Белышевская, Богоявленская, Вохомская, Заветлужская, Кашинская, Новопокровская, Новоустинская, Одоевская, Печенкинская, Пыщугская, Рожденственская, Тоншаевская, Хмелевицкая, Шарьинская, Шангско-Городищенская.
Структура уисполкома на 17 июня 1924 года:
1. Общий отдел.
2. Отдел местного хозяйства.
3. Отдел здравоохранения.
4. Отдел народного образования.
5. Отдел финансов.
6. Отдел социального страхования.
Уисполком являлся исполнительным и распорядительным органом Советской власти.
Посевные площади уезда в 1925 году равнялись 82.140, 6 десятин. В хозяйствах уезда применялся трехпольный севооборот. Крестьянских хозяйств в уезде было 42.057, а хозяйств середняцких - 50%, бедняцких - 48 %, зажиточных - 2 %. Безлошадных хозяйств 12.490, батраков - 967 человек. Урожайность культур составляла: рожь - 59 пудов с десятины, картофель - 300 пудов с десятины, пшеница - 20 пудов с десятины.
Общая площадь лесов - I.512.405 десятин. В уезде велась заготовка и сплав леса организациями Севвостлес, Госпароходство, Волго-Каспийлес, Волго-Окалес, Губсовнархоз, Чуваштрест и т.д. Работало на лесозаготовках 20 тысяч человек. Общая численность населения: городского - 5.640 человек, сельского - 222.601 чел. Количество населенных пунктов: 2.312, сельских Советов - 96, ВИКов - 15. В выборах в Советы принимало участие 46,38 % населения. Женщин участвовало в выборах - 7,7%. Избрано коммунистов - 7,5 %, комсомольцев - 4,08 %, беспартийных - 88,41%.
В уезде работало 14 государственных и 3 кооперативных предприятия. Это кожевенные, лесопильные, чугуно-литейные, пивоваренные заводы, картонная фабрика им. Калинина и др. В депо ст. Шарья работало 575 рабочих.
С 1918 по 1923 годы в уезде насчитывалось 100 сельскохозяйственных артелей и коммун. В 1925 году их было зарегистрировано 3.
Отдел народного образования направлял работу школ. Школ I ступени работало в уезде 158, 2 ступени - 7, семилеток - 2, детских садов - 1, детский городок - 1 и школа колхозной молодежи.
Отделу здравоохранения подчинялись работавшие врачи и фельдшера в 5 врачебных пунктах амбулаториях, 10 фельдшерских пунктах, детской консультации, туберкулезных диспансерах и аптеке.
Доходная часть бюджета, утвержденная финансовым отделом по доходам и расходам равнялась 557.090р.
Постановлением ВЦИК от 15 июля 1929 года и Нижкрайисполкома от 15 августа 1929 года образовался Ветлужский район.
* * *
Документальные материалы фонда поступили на хранение из государственного архива Горьковской области в 1971 г. в составе описи № 1 в количестве 237 ед.хр. за 1922-1929 гг.
В 1980 г. была проведена переработка описи фонда, в результате которой были сформированы 5 ед.хр. (в т.ч. 1 дело - старая опись), 2 ед.хр. передана в ф. Р-752 Краснобаковский уисполком Нижегородской губернии.
На документальные материалы составлено две описи:
- опись № 1 дел постоянного хранения в количестве 215 ед.хр. за 1922-1929 гг. (в том числе 1 ед.хр. - старая, пересоставленная опись);
- опись № 2 дел по личному составу в количестве 25 ед.хр. за 1920-1929 гг.
В 1981 г. из фонда Р-1250 Отдел местного хозяйства Ветлужского уисполкома Нижегородской губернии поступило 2 ед.хр.
На 01.01.2022 г. в фонде числится 242 ед.хр.
Документы по личному составу, 75-летний срок хранения которых истек, потеряв свою практическую социальную ценность, сохраняют ценность научную, историко-культурную, рассказывая о человеке, его жизни, месте в истории. Особенно актуально использование документов по личному составу в исследованиях, носящих краеведческую направленность.
В описи № 1 дел постоянного хранения отложилась управленческая документация - циркулярные распоряжения вышестоящих органов; протоколы заседаний пленумов и президиума уисполкома; протоколы заседаний президиума волисполкомов; планы работы уисполкома и его отделов, сметы расходов уисполкома и его отделов.
При отсутствии штатных расписаний в описи № 1 документы по личному составу дополняют общую картину деятельности уисполкома, например, ведомости на выдачу заработной платы несут в себе информацию по начислению заработной платы с указанием должностей и места работы определенного человека, о составе и численности штатного состава работников уисполкома и подведомственных учреждений и предприятий. Так же отчасти характеризуют уровень материального состояния работников.
В связи с истечением срока временного хранения 75 лет в 2022 г. проведена переработка описи № 2 с переводом дел по личному составу на постоянное хранение. Опись № 2 дел по личному составу (старая, пересоставленная) включена в состав дел описи № 1 (д. № 215).
В процессе перевода дел по личному составу на постоянное хранение был изучен состав документов, все дела по описи № 2 просмотрены полистно, в опись внесены уточнения заголовков и крайних дат дел. Проведена пересистематизация дел.
Составлена вновь опись № 3 постоянного хранения дел по личному составу в количестве 25 дел за 1920-1929 гг.
В описи № 3 имеется следующий состав документов: переписка уисполкома с подведомственными учреждениями по личному составу; приказы и выписки из приказов по личному составу; ведомости на выдачу заработной платы членам президиума, работникам уисполкома, рабочим и служащим подведомственных предприятий; анкеты, командировочные удостоверения работников уисполкома.
Архивные документы описи № 3 находятся в удовлетворительном физическом состоянии.
К описи № 3 составлены титульный лист и предисловие.
Старший методист филиала облгосархива И.В.Селезнева
24.06.1980
Начальник отдела обеспечения
сохранности и учета архивных документов Л.М. Замардинова
24.01.2022
Опись № 1 - циркулярные распоряжения вышестоящих организаций; протоколы заседаний пленумов и президиума уисполкома; протоколы заседаний президиума волисполкомов; протоколы заседаний комиссии уземуправления; протоколы заседаний уездной комиссии по местным налогам и сборам; протоколы заседаний уездного врачебно-санитарного совета, совета физической культуры; протоколы заседаний уездного ККОВ; планы работы уисполкома и его отделов, штатные расписания и сметы расходов уисполкома и его отделов; проект плана уездной сельскохозяйственной выставки и проведения "Дня урожая"; сведения о количестве сельских Советов и численности населения в уезде; статистические отчеты промышленных предприятий и госучреждений, находящихся в ведении уисполкома; материалы о лишении и восстановлении граждан в избирательных правах, списки лиц, лишенных избирательных прав.
Опись № 3 - переписка уисполкома с подведомственными учреждениями по личному составу; приказы и выписки из приказов по личному составу; ведомости на выдачу заработной платы членам президиума, работникам уисполкома, рабочим и служащим подведомственных предприятий; анкеты, командировочные удостоверения работников уисполкома. рав.
Сформирована вновь оп. № 3 дел постоянного хранения (дела по личному составу), 25 дел за 1920-1929 гг. включены в состав АФ РФ, опись утверждена (протокол ЭПМК от 24.03.2022 г. № 3).