ГКУ ГОПАНО. Фонд Р-3236

Железнодорожный райком КПСС,г.Горький

Результатов 1 - 9 из 9
Описи отсутствуют

1

1945–1949

1а

1946–1948

6

1945–1950

7

1950–1951

8

1950–1952

9

1952–1956

10

1962–1964

11

1955–1956

12

1943–1956
Сокращённое название: Железнодорожный райком КПСС,г.Горький
Крайние даты документов: 1943–1964
Историческая справка:

Железнодорожный райком ВКП (б) был образован 1.09.1945 года (дело фонда № 3236, л.1) в связи с созданием в г. Горьком нового Железнодорожного района (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.06.1945 г.).

В целях приближения руководства районных организаций к работе железнодорожного узла появилась необходимость образовать новый профильный (одиннадцатый по счету) район, с включением в его состав всех предприятий железнодорожного узла (ф.3, оп.1, д.4802, л.13).

Железнодорожный район сложился из части Кировского и части Сталинского районов г. Горького. Его территория составила 30 км2. Население - 35 тыс. человек (ф.3236, оп.1, д.1, л.3об).

На территории нового района располагалось более 20 железнодорожных объектов (ж/д вокзал, паровозное и вагонное депо, станции Товарная, Сортировочная и др.), 13 промышленных объектов (металлургический завод, Жиркомбинат им. Кирова, завод № 646 ("Красный якорь"), завод "Вторчермет", мясокомбинат, промкомбинат и др.), парк им. 1 Мая, стадион "Локомотив" и т.д. (ф.3236, оп.1, д.1, л.4).

На I районной партконференции 1.09.1945 г. был избран районный комитет партии и определены задачи, стоящие перед Железнодорожной парторганизацией:

1) в области внутрипартийного строительства;

2) в области партийной работы в массах;

3) в области партийного руководства транспортом и промышленностью района (ф.3236, оп.1, д.1, л.4).

На I пленуме Железнодорожного райкома ВКП (б) был избран его первый руководящий состав. Первым секретарем Железнодорожного РК ВКП (б) стал З.И.Лейкин, вторым секретарем - А.С.Люсов; секретарем по кадрам - В.Ф.Шешуков (ф.3236, оп.1, д.2, л.1).

Железнодорожный РК ВКП (б) объединил 44 первичные парторганизации (1712 коммунистов, из которых 65% составили железнодорожники) (ф.3236, оп.1, д.1, л.4, 4об).

На 1.09.1950 г. в районе имелось уже 82 первичные парторганизации (46 организаций ж/д транспорта или 57%; 17 организаций промышленных предприятий; 19 - советских учреждений и учебных заведений) (ф.3236, оп.7, д.1, л.4об).

На протяжении всего периода существования Железнодорожного РК ВКП (б) (КПСС) в его структуру входили отделы:

- организационный (организационно-инструкторский) (1945 - 1948 гг., 1954 - 1956 гг.); отдел партийных, профсоюзных и комсомольских организаций (1949 - 1954 гг.)

(ведал всей организационно-партийной работой, инструктированием и проверкой работы местных организаций, текущей связью с ними, информацией, статистикой) (ф.2, оп.1, д.53, л.43);

- пропаганды и агитации (1945 - 1956 гг.)

(занимался проблемами идеологии и культуры, пропаганды идей марксизма-ленинизма, атеистической работой);

- военный (1945 - 1948 гг.)

(занимался вопросами мобилизации военнообязанных, работы с демобилизованными, военного обучения, помощи семьям военнослужащих и инвалидам Великой Отечественной войны и др.);

- кадров (1945 - 1948 гг.)

(занимался вопросами подбора, воспитания и расстановки партийных и хозяйственных кадров);

- промышленно-транспортный (1949 - 1956 гг.)

(курировал промышленные, снабженческие, торговые и транспортные организации района).

По документам и описям фонда № 3236 не удается подтвердить существование общего отдела, который организовывал делопроизводство в аппарате райкома партии. Однако, возможно, что такой отдел функционировал, как это было в других райкомах г. Горького.

Кроме того, в Железнодорожном райкоме имелся сектор партучета (партстатистики и единого партбилета), который входил в организационный (оргинструкторский) отдел, а затем в отдел партийных, профсоюзных и комсомольских организаций на правах подотдела.

В соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) от 4.01.1949 г. "О реорганизации аппарата райкомов и горкомов ВКП (б)" и постановлением бюро Горьковского ОК ВКП (б) от 13.01.1949 г. в аппарате Железнодорожного райкома партии произошли значительные изменения: организационно-инструкторский отдел преобразовывался в отдел партийных, профсоюзных и комсомольских организаций; сохранялся отдел пропаганды и агитации; образовывался промышленно-транспортный отдел.

Основными задачами создаваемых отделов считался подбор кадров по соответствующим отраслям и проверка исполнения решений ЦК ВКП (б), правительства, местных партийных и советских органов. Поэтому отдел кадров райкома ликвидировался (ф.3, оп.1, д.7021, л.32). Перестал существовать и военный отдел, созданный в связи с угрозой войны.

В 1954 г. отдел партийных, профсоюзных и комсомольских организаций был вновь переименован в оргинструкторский отдел (ф.3236, оп.9, д.108, л.158).

В октябре 1952 г. в соответствии с решением XIX съезда партии произошло изменение в названии райкома. Он стал называться Железнодорожным РК КПСС.

28.03.1956 г. бюро Горьковского ОК КПСС приняло постановление "Об укрупнении районов г. Горького". В нем предусматривалось "в целях улучшения руководства хозяйственным и культурным строительством, сокращения партийного и административно-управленческого аппарата, укрепления районного звена более подготовленными кадрами" просить ЦК КПСС об упразднении в г. Горьком Железнодорожного, Кировского и Сталинского районов (ф.3, оп.2, д.313, л.9).

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.05.1956 г. Железнодорожный район был упразднен. Его территория вошла в состав Канавинского района . Прекратил свою деятельность и Железнодорожный РК КПСС. Постановлением бюро Горьковского обкома КПСС от 11.05.1956 г. были утверждены новые штаты райкомов КПСС укрупненных районов г. Горького (ф.3, оп.2, д.314, л.5).

Фонд № 3236 был создан в 1953 г., когда в партархив поступили документы Железнодорожного РК ВКП (б) за 1945 - 1950 гг. в количестве 2040 единиц хранения (дело фонда, л.1а).

В 1954 г. поступило 1239 дел за 1950 - 1951 гг. (дело фонда, л.2).

Формирование фонда в основном закончилось в 1960 г., когда архив получил на хранение еще 1512 дел Железнодорожного РК партии за 1942 - 1956 гг. (дело фонда, л.3).

В 1983 г. в фонд № 3236 было передано еще 5 дел за 1946 - 1948 гг., отложившихся в фонде № 30 Горьковского горкома ВКП (б) (дело фонда, л.18).

В 1965 г. были уничтожены 396 дел фонда № 3236 за 1945 - 1956 гг. (протокол ЭПК от 12.02.1965 г.), содержащие планы работ Железнодорожного РК партии, материалы о работе предприятий железнодорожного транспорта и промышленности района, ежемесячные и квартальные отчеты райкома партии, финансовые документы, книги регистрации простой и секретной корреспонденции, выписки из протоколов бюро об исключении из партии, ведомости и карточки учета уплаты членских партвзносов, жалобы и письма с ответами на них, разная переписка, справки о борьбе с преступностью, о работе с медицинскими кадрами и др. Многие из перечисленных документов подверглись уничтожению, так как "не имели практического значения" (дело фонда, л.4 - 11).

В 1972 г. из фонда было выделено и уничтожено 216 дел. Это личные дела на лиц, которым было отказано в приеме в партию и личные дела номенклатурных хозяйственных работников за 1945 - 1954 гг. (дело фонда, л.14 - 15).

В соответствии с решением секретариата ЦК КПСС от 1.08.1972 г. в партархиве в 1976 г. были подвергнуты экспертизе и выделены на уничтожение 758 личных дел по приему в кандидаты партии Железнодорожного РК ВКП (б) (КПСС) (дело фонда, л.16).

В 1996 г. документы за 1945 - 1958 гг. фонда № 3236 прошли рассекречивание (Акт от 10 февраля 1997 г., дело фонда, л. 20 - 21).

В настоящее время фонд № 3236 Железнодорожного РК ВКП (б) (КПСС) насчитывает 3406 дел. Фонд требует перешифровки. Это отмечалось еще в 1973 г. после проведенной проверки наличия и состояния документов (дело фонда, л. 17).

По делам фонда № 3236 составлено 9 описей. В описях № 1, 7, 9 расположены по хронологическо-структурному признаку документы по делопроизводству за 1945 - 1956 гг. Среди них наиболее информативны следующие документы: письма и директивы обкома и горкома партии; протоколы заседаний бюро, пленумов Железнодорожного РК ВКП (б) (КПСС), собраний районного партактива и материалы к ним; стенограммы и протоколы районных партконференций и материалы к ним; материалы о работе предприятий промышленности и железнодорожного транспорта за 1946 г., 1949 г. и 1950 г., о помощи сельскому хозяйству за 1949 - 1951 гг. В них содержатся сведения о задачах и деятельности Железнодорожного РК ВКП (б) (КПСС) по выполнению решений вышестоящих парторганов, а также:

1) о развитии экономики района:

- работа Горьковской железной дороги (оп.1, д.69, 135, 238, 342…);

- работа промышленных предприятий (оп.1, д.69, 238, 342, 352, 478 - 480…);

- социалистическое соревнование на промышленных предприятиях и железной дороге (оп.1, д.135, 352, 361, 368, 480…);

- жилищно-коммунальное строительство и благоустройство района (оп.1, д.135, 245, 351…);

- развитие собственной продовольственной базы района и помощь сельскому хозяйству (оп.1, д.140, 366, оп.7, д.50, 51, 153);

2) о деятельности районной комсомольской организации (оп.1, д.60, 68, 361, 379).

Большой пласт документов, описей № 1, 7, 9 составляют протоколы заседаний партбюро, партийных, партийно-комсомольских собраний и партконференций первичных парторганизации Железнодорожного района, в том числе:

- подразделений Горьковской железной дороги;

- промышленных предприятий (Горьковского металлургического завода, Жиркомбината им. Кирова, завода № 646 ("Красный якорь"), Теплично-парникового комбината, промкомбината, мясокомбината, завода "Вторчермет", авторемзавода и др.);

- учреждений здравоохранения (узловой дорожной больницы, эвако-госпиталя № 2807, тубсанатория);

- учебных заведений (школ № 10 и 12, школ ФЗО № 1, 5 и 34, индустриального техникума, дортехшколы, железнодорожного училища № 2);

-5-й и 7-й военизированных пожарных команд, районных отделений милиции и МГБ, прокуратуры;

- роно, райисполкома, райздравотдела, райсобеса, райкомхоза и других учреждений.

Особенно интересны для исследователя сохранившиеся в фонде документы военного отдела Железнодорожного РК ВКП (б) за 1945 - 1948 гг. (оп.1, д.51, 124, 223 - 225, 328, 329). В них содержатся сведения об оборонно-массовой и спортивной работе в районе (с фамилиями лучших спортсменов), о помощи демобилизованным, инвалидам Великой Отечественной войны, семьям погибших военнослужащих (с приложением списков), о работе районного отделения общества Красного Креста, ДСО "Локомотив" и "Металлург".

Из финансовых документов особо значимы ведомости на выдачи заработной платы работникам Железнодорожного райкома партии за 1945 - 1956 гг.

В опись № 1а вошли 5 дел, переданных из фонда № 30 Горьковского горкома партии: отчеты о работе отделов (пропаганды и агитации, кадров, военного) Железнодорожного РК ВКП (б) за 1946 - 1948 гг. (оп.1а, д. 1 - 5).

Описи личных дел (№ 6, 8, 10, 11) составлены по структурно-алфавитному признаку. В них вошли дела по приему в члены, кандидаты партии, дела на лиц, отказанным в приеме в партию, персональные дела и дела номенклатурных работников (1945 - 1956 гг.). Несмотря на отметки "уничтожено", стоящих в этих описях, подверглась уничтожению лишь часть личных дел.

В опись № 2 вошли 140 дел (протоколы партбюро и партсобраний) ликвидированных первичных парторганизаций Железнодорожного райкома партии. Хронологические рамки этих документов (1942 - 1958 гг.) выходят за границы существования Железнодорожного РК ВКП (б) (КПСС) (1945 - 1956 гг.) и связаны с деятельностью Сталинского РК ВКП (б) и Канавинского РК КПСС.

Главный специалист

отдела публикации и использования

документов ГУ ГОПАНО Т. Г. Добровольская

03.04.2006 г.